Группа Renault и концерн Stellantis относительно недавно лишились прежних руководителей, но уже подыскали им замену. Но есть у них и еще кое-что общее. С начала 2025 года обе компании зафиксировали не просто падение прибыли, а чистый убыток!
Лука де Мео
Еще в июне глава Группы Renault Лука де Мео объявил, что скоро покинет свой пост. Это заявление прозвучало как гром среди ясного неба, ведь вскоре выяснилось, что никаких претензий в его сторону у совета директоров не было. Просто де Мео решил не продлевать свой контракт и уйти из автопрома. Вместо этого управленец намерен возглавить конгломерат Kering, который контролирует многие модные люксовые бренды, включая Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent и Brioni. Но теперь оказалось, что причины для ухода все же были, и кроются они в финансовых показателях Группы Renault за первую половину 2025 года. В этот период компания потеряла сразу 11,14 млрд евро! И это несмотря на то, что продажи автомобилей выросли на 1,3%, до 1,17 млн штук. Убыток связан в первую очередь с обвалом акций компании Nissan, у которой Renault остается одним из главных акционеров. Однако даже без учета этих потерь прибыль Renault составила лишь 461 млн евро, хотя годом ранее удалось заработать 1,469 млрд евро.
Франсуа Прово
Теперь все это уже не заботы Луки де Мео: совет директоров оперативно подыскал ему замену в лице 57-летнего Франсуа Прово. Свою карьеру Прово начинал в Министерстве экономики и финансов Франции, а затем трудился в Министерстве обороны советником по промышленности. Однако в 2002 году чиновник перешел в Renault и, поднимаясь по карьерной лестнице, в 2010-х успел побывать заместителем российского подразделения фирмы. Далее он руководил офисами Renault в Корее и Китае, а последние два года Франсуа Прово был директором по закупкам, партнерским отношениям и связям с общественностью. Именно под его руководством происходило создание совместного с Geely предприятия Horse Powertrain, которое занимается выпуском ДВС для обоих автогигантов, а также внешних заказчиков. Теперь Франсуа Прово стал новым главой компании и должен представить следующую после Renaulution стратегию развития с предварительным названием Futurama. Все подробности о ней станут известны осенью, но уже сейчас ясно, что Futurama будет ориентирована на диверсификацию бизнеса и сотрудничество с глобальными партнерами. Это понятный шаг, ведь основной для Renault европейский рынок сейчас испытывает экономические трудности и дополнительно страдает от жестких регламентов Евросоюза.
Антонио Филоса
Смена руководства в концерне Stellantis произошла раньше, ведь Карлос Таварес покинул пост главы компании еще в конце прошлого года, а в конце мая был выбран его сменщик Антонио Филоса. Он еще толком не успел повлиять на курс компании, хотя заложенный ранее курс ведет Stellantis на дно: по итогам первых шести месяцев 2025 года зафиксирован убыток в размере 2,3 млрд евро против 5,6 млрд евро прибыли за аналогичный период прошлого года! На большинстве рынков отмечается падение продаж, и только в Латинской Америке, где традиционно сильны позиции марки Fiat, есть устойчивый рост продаж с 394 тысяч до 471 тысячи автомобилей.
В своем отчете Stellantis подчеркивает, что немалая доля убытков образовалась из-за тарифной политики президента США Дональда Трампа, которая по результатам всего 2025 года обойдется автопроизводителю примерно в 1,5 млрд евро. Вот только на деле в первом полугодии урон от торговой войны составил лишь 0,3 млрд евро, то есть тарифы Трампа отнюдь не основная причина колоссальных убытков концерна. Как Stellantis намерен выбираться из этой сложной ситуации, пока не понятно, ведь в отчете компании не сказано о каких-либо радикальных мерах. А они нужны, поскольку из четырнадцати подконтрольных брендов половина убыточна (Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, DS, Lancia, Maserati и Opel/Vauxhall).
Пока речи о продаже или закрытии брендов нет. Наоборот, Stellantis пытается выглядеть максимально позитивным и дружелюбным по отношению к своим клиентам. Особенно это касается североамериканского филиала, который начал возвращение двигателей Hemi V8 на выпускаемые автомобили. Кроме того, уже возрождено спортивное подразделение SRT, а на днях Антонио Филоса официально подтвердил возвращение в следующем году экстремального суперпикапа Ram 1500 TRX с компрессорным мотором Hemi V8 6.2. В целом Филоса считает, что возврат к некогда успешным моделям и рыночным сегментам является ключевым фактором для оздоровления концерна Stellantis.