Моделей с индексом 30 у Volvo не было уже десять лет: трехдверный хэтчбек Volvo C30 (2006—2013 гг.) так и остался без прямого наследника. Но теперь шведская компания снова возвращается в компактный сегмент. Правда, концепция младшей модели теперь совсем другая. Новый Volvo EX30 — это пятидверный кроссовер, да еще и безальтернативно электрический. Версий с двигателями внутреннего сгорания у него не будет, ведь Volvo постепенно отказывается от углеводородных машин и к 2030 году обещает полностью перейти на выпуск электромобилей.
Volvo EX30 построен на модульной платформе SEA (Sustainable Experience Architecture) холдинга Geely. Ближайшие технические родственники — это модели smart #1 и Zeekr X, но если у них колесная база достигает 2750 мм, то шведская «тридцатка» имеет только 2650 мм между осями. Унифицированное шасси — со стойками McPherson спереди и многорычажкой сзади, вариант подвески только один — с пружинами и пассивными амортизаторами.
Впрочем, кузов у Volvo EX30 оригинальный, с узнаваемым дизайном в фирменном стиле. По размерам это одноклассник паркетников Mini Countryman или Audi Q2: длина — 4233 мм, ширина — 1837 мм, высота — 1555 мм. Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,28 неплохой, но не выдающийся, а заявленный дорожный просвет — 177 мм в снаряженном состоянии или 165 мм с водителем. Объем багажника — 318 литров под шторкой (234 литра при наличии запаски) и 904 литра со сложенным задним сиденьем. Под капотом есть только семилитровый отсек для зарядного кабеля.
В оформлении интерьера дизайнеры Volvo вышли на новый для себя уровень минимализма, явно подражая Тесле. Паркетник EX30 оснащен только одним экраном на передней панели: он имеет диагональ 12,3 дюйма, и на нем отображаются все необходимые данные, включая показания приборов (для них выделен верхний сектор). Ни отдельного приборного дисплея, ни проекционного экрана здесь нет. Сама мультимедийка имеет операционную система Android, встроенные сервисы Google и систему обновления «по воздуху», хотя у машин для Китая и Южной Кореи будет другое программное обеспечение.
Минимализм продолжается и в других решениях. Например, дверные панели полностью освобождены от «лишних» элементов: на них только рукоятки открывания замков и подлокотники, которые служат и ручками для закрывания. Динамики аудиосистемы перенесены на переднюю панель: у основания лобового стекла установлены пять разных громкоговорителей.
Кнопки стеклоподъемников и центрального замка пристроены на центральном подлокотнике, причем за стекла отвечают только две клавиши, а переключение между передними и задними дверями возложено на отдельную кнопку, как у ID-моделей Volkswagen. Также в подлокотник встроена выдвижная секция с двумя подстаканниками. За управление трансмиссией отвечает правый подрулевой рычажок. Развитая подсветка интерьера имеет пять разных режимов работы.
Для производства модели EX30 широко применено вторсырье, причем не только в салоне. Например, из переработки взято 25% алюминия, 17% стали и 17% пластика. Для отделки салона использованы переработанные пластиковые бутылки и искусственные материалы, даже в тканевой отделке сидений на шерсть приходится только 30%, а кожа не предлагается вовсе. Есть четыре варианта декоративного оформления интерьера. Volvo EX30 имеет стеклянную крышу, полный набор водительских ассистентов, автопарковщик и адаптивный круиз-контроль.
На выбор предложены три модификации, причем все довольно мощные и быстрые. Базовая — с одним электромотором на задней оси (272 л.с., 343 Нм) и литий-железо-фосфатной тяговой батареей эффективной емкостью 49 кВт·ч. Даже такой паркетник тянет на 1830 кг в снаряженном состоянии. Паспортная дальность хода на одной зарядке — 344 км по циклу WLTP, а время разгона до «сотни» — 5,7 с. Машины имеют однофазное зарядное устройство переменного тока (11 кВт) и «быстрый» зарядник постоянного тока на 134 кВт.
Версия Extended Range — это такой же электромотор, но тяговая батарея уже литий-ионная (NMC) эффективной емкостью 64 кВт·ч. Паспортный пробег вырос до 480 км, а вдобавок улучшена динамика: разгон до 100 км/ч занимает 5,3 с. Зарядное устройство переменного тока трехфазное (на 22 кВт), мощность устройства постоянного тока повышена до 153 кВт.
На вершине гаммы — Volvo EX30 Twin Motor Performance с двухмоторным полным приводом (428 л.с., 543 Нм) и той же литий-ионной батареей. Кроссовер массой 1963 кг может разогнаться до «сотни» всего за 3,6 с: это самый динамичный серийный Volvo в истории! Хотя максимальная скорость всех трех версий ограничена на отметке 180 км/ч. Пробег на одной зарядке — 460 км.
Выпускать Volvo EX30 будут только в Китае и оттуда поставлять на другие рынки. Например, в Европе продажи должны начаться в конце этого года по цене от 36 тысяч евро, а поставки в США намечены на следующий год, здесь за базовую версию будут просить 35 тысяч долларов. Также в 2024 году появится «внедорожная» модификация Volvo EX30 Cross Country — с пластиковым обвесом на кузове, крупными колесами (18 или 19 дюймов) и увеличенным дорожным просветом.