В лечебных учреждениях – чисто? Vileda Professional провела исследование о качестве уборки в больницах


67% медучреждений сталкиваются с проблемами при организации уборки

Компания Vileda Professional провела опрос представителей российских медицинских учреждений, чтобы выяснить, насколько они удовлетворены качеством уборки, готовы ли внедрять новые технологии уборки и влияет ли чистота на имидж лечебных учреждений. Несмотря на относительную удовлетворенность уровнем гигиены, 67% медучреждений заявили, что сталкиваются с проблемами при организации уборки.

Основной фокус на эпидемиологическую безопасность


Медицинские учреждения стали более пристально следить за чистотой и гигиеной после пандемии COVID-19. 92% руководителей сейчас отдают приоритет инфекционной безопасности при организации хозяйственной деятельности. Исследование показало, какие изменения произошли в организации уборочных процессов:

  • возросла частота проведения уборки (88%) и временные затраты на уборку (70%);
  • усилился контроль за качеством ее проведения (87%);
  • увеличились расходы на закупку моющих и дезинфицирующих средств (77%).

ТОП-3 проблем в уборке медучреждений

96% участников исследования в той или иной степени довольны качеством уборки в их медучреждении, но при этом 67% сталкиваются с различными проблемами при организации уборки. В ТОП-3 входят: изношенность уборочного инвентаря, большой расход моющих и дезинфицирующих средств и нехватка персонала.

«Нормативные документы не содержат конкретные рекомендации, о том, как должен быть организован уборочный процесс, описаны только общие требования. Поэтому каждая медорганизация самостоятельно выбирает, какой использовать инвентарь и метод уборки. С целью иллюзорной экономии средств многие учреждения используют традиционные методы, покупают устаревший инвентарь не лучшего качества, который часто выходит из строя и требует замены. Все это в перспективе приводит к увеличению расходов на инвентарь, еще больший расход моющих и дезинфицирующих средств и негативно влияет на качество уборки и инфекционную безопасность», – говорит Евгения Гущина, национальный менеджер в сегменте «Здравоохранение» Vileda Professional Россия.

«Вечная» проблема с персоналом


42% представителей медучреждений сталкиваются с различными проблемами работы персонала, занятого уборкой. В ТОП-3 проблем входят: нехватка или текучесть персонала, высокие физические нагрузки и необходимость выполнения сотрудниками помимо уборки функционала младшего медицинского персонала.

Во многих учреждениях существует одна и та же проблема: устаревшая система организации труда, когда младший медицинский персонал выполняет все виды деятельности. Сотрудники занимаются транспортировкой, сопровождением пациентов, уходом, кормлением, выдачей одежды и белья и уборкой, которая идет по остаточном принципу, на нее остается совсем мало времени и сил.

«В основном санитаров переводят в уборщики: часто у них меняется только название должности, а функционал остается прежним. При этом они перестают быть медицинским персоналом и теряют соответствующие льготы и надбавки к зарплате», – комментирует Евгения Гущина

Но уже существует принципиально новый взгляд на реорганизацию кадров – разделение медицинской и хозяйственной деятельности. Часть младшего персонала в должности санитара или медсестры остается в “тяжелых” отделениях, где обосновано их присутствие, и помогают в уходе за пациентами, а часть — выводится в службу уборщиков в отдел клининга или в специализированное подразделение с более широким функционалом. Уходом за пациентом продолжает заниматься младший медицинский персонал, а вспомогательные хозяйственные функции берут на себя группы сотрудников: группа уборки, группа кастелянш, группа транспортировки и сопровождения пациентов, группа обеспечения питания. Группу уборщиков можно укомплектовать существующими сотрудниками без увеличения количества младшего персонала, либо можно сократить штат за счет внедрения высокопроизводительного инвентаря для уборки. Таким образом меньшее количество персонала сможет проводить качественную уборку на значительно больших площадях без увеличения физической нагрузки.

Оценка качества уборки


При оценке качества уборки представители медучреждений чаще всего отметили следующие критерии: соответствие уборки нормам СанПин (98%), отсутствие разводов (75%), предотвращение перекрестного загрязнения (74%).

Для объективной оценки качества уборки необходимо использовать комбинацию методов – визуальный, инструментальный (УФ-метки), бактериологический (посевы смывов), цифровой (электронный журнал уборки с результатами контроля).

А что говорят пациенты про уборку?

Медиааналитическое агентство Ex Libris по запросу компании Vileda Professional провело мониторинг отзывов о медучреждениях на сайтах-отзовиках за последний год. Чаще всего пациенты жалуются на грязные туалетные комнаты и полы. Больше всего негативных отзывов, связанных с уборкой, отмечается в Москве, Московской, Ленинградской областях, Новосибирской и Свердловской областях.

Какой должна быть уборка?

Как показали результаты исследования, от 62% до 68% руководителей медучреждений обращают внимание на экономичность, скорость, инновационность и производительность уборочного процесса. Эти требования находят отражение в федеральном проекте «Бережливая поликлиника», который направлен на повышение эффективности работы медицинских организаций, оптимизацию расходов, внедрение более эффективных методов и технологий.

Переход на современные и безопасные методы уборки помог бы медучреждениям снизить расходы и повысить качество и эпидемиологическую безопасность уборочного процесса. Одним из таких методов является метод безведерной уборки. 75% сотрудников медучреждений, которые применяют традиционный или ведерный метод уборки, заинтересованы во внедрении инноваций в уборке.

«Сейчас много различных предложений безведерных методов уборки. Но далеко не все они заточены на снижение затрат и правильную организацию процессов. Очень важно обращать внимание на комплексный подход производителей систем уборок. Уборка стала гораздо шире, чем просто инвентарь. Это сервисы, правильная организация стирки и процессов обработки материалов, расстановка персонала по участкам уборки, обучение, цифровой контроль качества уборки. Уборка должна стать управляемым процессом. Когда процессы работают как часы, фокус лечебных учреждений становится еще сильнее на оказании медицинских услуг более высокого качества», – говорит Евгения Гущина. 

Важно! Информация предоставлена в справочных целях. Читать MedikForum.ru в

Новости